Previous Entry Share Next Entry
Война с чтением. Или одно собрание в Исторической библиотеке России (ГПИБ России). Часть 3. Контекст
Советский солдат, Победа, СССР
sovetsky_soldat


Итак, каково же новое лицо нашей литературной «элиты», направляющей процессы чтения и вочеловечивания в России?
В заключении 1-й и 2-й частей доклада я привел цитаты ответственных работников литературной нивы современности, от которых мурашки по коже идут.
Повторю их для наглядности снова:


Абрам Ильич Рейтблат (заведующий отделом журнала «Новое литературное обозрение»):
1. «Нет ничего страшного в том, что падает уровень и культура чтения художественной литературы в России! Крепостные были неграмотные, но это не мешало им быть счастливыми!»Это не гротеск и не метафора все это было сказано АБСОЛЮТНО СЕРЬЕЗНО! Сказано в библиотеке!
2. «Художественная литература имеет ценность – это очередной миф!»
3. «Чтение это чисто технический навык»
4. "Чтение – это не антропологическое свойство человека. Только лет 200 человечество массово читает, по сравнению с общей продолжительностью человеческой истории – это мизерный срок."
Это не гротеск и не метафора все это было сказано АБСОЛЮТНО СЕРЬЕЗНО!



И.В. Соколова поддержала коллегу (Рейтблата): «В любом обществе чтение определяется социально-экономическими факторами. Конечно, мы хотим, чтобы оно стало неким атрибутом прогресса. Но на смену нашему поколению пришел совсем другой читатель – читатель новой формации. Если старшее поколение читало в основном для удовольствия, смакуя красоту языка, стройность сюжета, то молодое поколение черпает из книг только информацию. Это не хорошо и не плохо. Просто молодые люди сейчас – другие. Однако, думаю, нельзя пускать этот процесс на самотек. Мне кажется, что мы должны привить молодым людям «вкус» к хорошей литературе».
Оцени читатель: теперь ничего не читающий неуч или человек ничего не понимающий в прочитанном, человек не способный увидеть и тем более понять глубинные смыслы великих текстов называется «читатель новой формации»!

Попытаемся же сложить целостную картину происходящего.

Можем ли мы назвать книгу вообще и художественную литературу в частности средством передачи культуры от поколения к поколению? Да, безусловно, можем.
Что же есть отказ от книги и чтения, которые знаменуют эти цитаты?
Происходит отказ от передачи русской и советской культуры следующим поколениям! То же самое знаменует собой и внедряемая в России ювенальная юстиция, изымающая детей из родных семей. Она тоже пытается предотвратить передачу русского культурного ядра новым поколениям.  Аналогичные процессы в общем смысле происходят с культурой, СМИ, образованием и т.д.

Убивается русский код!

А когда пытаются убивать культуру и как следствие идентичность народов, мне на ум всегда приходит одна фраза:
«Когда я слышу о культуре, я снимаю с предохранителя свой браунинг» .
Автор ее Ганс Йост (нем. Hanns Johst; 8 июля 189023 ноября 1978) — немецкий прозаик, драматург, поэт, президент Палаты писателей Рейха (нем. Reichsschrifttumskammer) (1935—1945), группенфюрер СС (1942). Также в пьесе Йоста «Молодой человек. Экстатический сценарий» (1916). Её герой восклицает: «Какое неистовое наслаждение — приходить в экстаз от желания смерти!»
В 1933 году Геринг назначил Йоста первым драматургом и художественным руководителем Прусского государственного театра. Затем он стал главой Академии германской поэзии, Прусским государственным советником и президентом Палаты литературы Рейха, сменив Г. Блунка в 1935 году. Йост также возглавил литературную секцию Прусской академии искусств вместо Генриха Манна. Вместе с Геббельсом писатель использовал уникальную возможность формировать искусство, особенно театр, в направлении национал-социалистической идеологии для того, чтобы «спасти Германию от законченного материализма современного мира». Он получал многочисленные награды и отличия, в том числе — Большую премию НСДАП за искусство, Медаль Гёте

Теперь взглянем на контекст и исторический момент, в которые делаются эти высказывания.

  1. Закрытие и укрупнение библиотек, списание книжных фондов

  2. Превращение библиотек в центры развлечений (кафе, компьютерные залы, площадки для игр и увеселительных мероприятий…), а не чтения, как фактора становления и возвышения человека.

  3. Уничтожение интереса к возвышающему чтению и развитию вообще через  компьютерные игры, деструктивные интернет сайты, социальные сети и т.д.

  4. Укрупнение школ, увольнение на улицу учителей, разрушение науки и промышленности

  5. Политика СМИ, образования и культуры, уничтожающая интерес к чтению и вообще любую устремленность к высшим неживотным идеалам и т.д.

  6. Оскудение книжного фонда в книжных магазинах

  7. Замусоренность книжного рынка низкопробной, отупляющей, развращающей суррогатной литературой. Создание условий, когда либо очень сложно, либо невозможно найти достойную книгу. Когда надо пользоваться специальными кем-то очень авторитетным проверенными картами по миру книг.

А глобальные мировые процессы в культуре, чтении, отношении к истории разве чем-то отличаются от Российских?
Разве процитированные высказывания т.н. гуру от литературы в совокупности с вышеприведенным контекстом не создают в вашем сознании целостной картины происходящего? Картины страшного будущего человечества из книг «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, «1984» Джорджа Оруэлла,  «Железная пята» Джека Лондона?
По моему мнению, именно такое многоэтажное человечество с кастой обобщенно назовем их  умеющих читать (сверхлюди) и кастой не умеющих (недолюди) строит современная транснациональная элита контррегресса и архаизации.

Продолжение следует.



?

Log in

No account? Create an account